full screen background image

Ей сегодня 45: «Нива» – ягодка опять

65

Ей сегодня 45: "Нива" – ягодка опять

"Нива" ВАЗ-2121 отмечает свое 45-летие. Серийный выпуск оригинального внедорожника был начат на Волжском автомобильном заводе 5 апреля 1977 года. С тех пор было произведено почти 2,5 миллиона машин, 700 тысяч из них уехали на экспорт в более чем 100 стран мира.

На 1 января 2022 года в России зарегистрировано 1,2 миллиона внедорожников Lada Niva. Машине несколько раз пришлось менять имя. 82% из них, а это почти миллион, классических трехдверок.

В 2002 года выпуск автомобилей Chevrolet Niva, созданных на платформе "Нива", начало совместное предприятие GM и АвтоВАЗа. А в 2005 году классической "Ниве" пришлось подыскать другое название – она стала называться Lada 4X4. Лишь спустя 15 лет автомобиль вернул свое собственное имя, добавив к нему еще и Legend.

Главный конструктор Владимир Соловьев, ведущий конструктор Петр Прусов, дизайнер Валерий Семушкин и ведущий испытатель Вадим Котляров создали уникальную полностью отечественную разработку, открывшую новую эру в истории полноприводных машин.

Новаторскими для внедорожников того времени стали дифференциальный постоянный полный привод, независимая передняя подвеска, передние дисковые тормоза, а также высокооборотистый мотор.

Согласно одному из мифов, сложившихся вокруг легендарного внедорожника, название "Нива" – аббревиатура. Якобы имя машины образовано из начальных букв имен детей двух ее ведущих разработчиков – Петра Михайловича Прусова (дочки Наталья и Ирина) и Владимира Сергеевича Соловьева (сыновья Вадим и Андрей). Но оказалось, что это лишь красивая сказка.

"Владимира Соловьева зовут Сергей, и никакого Вадима отродясь не было", – подчеркивает дизайнер Валерий Семушкин.

Именно Семушкин предложил в 1974 году название "Нива" для внедорожника с цельнометаллическим несущим кузовом. Тогда это название было "застолблено" за комбайном, но Семушкин отметил, что про комбайн забудут, а автомобиль останется. Название оказалось благозвучным для многих языков мира, в которых означало разные вещи, в том числе сад, поле, горизонт. Сходные по звучанию слова есть не только в польском и чешском языках, но и в английском, немецком, французском, испанском и даже японском.

Сейчас Lada Niva Legend оснащают 1,7-литровым бензиновым мотором, который выдает при 129 Нм крутящего момента 83 лошадиных силы. У машины пятиступенчатая МКПП, полный привод с раздаточной коробкой и блокировкой межосевого дифференциала. Комплектаций четыре – Classic, Luxe, Black и переднеприводный вариант Urban, фактически просто кроссовер. Еще одна модификация Bronto предназначена для тяжелого бездорожья.

В условиях дефицита электронных автокомпонентов и кризиса логистики именно старушка "Нива" имеет наибольшие шансы при возобновлению производства на ушедшем в апрельский корпоративный отпуск АвтоВАЗе. Среди всех Lada у нее наименьшая доля импортных компонентов.

Помните, анекдот про магазин "Автозапчасти". Приходит в него владелец машины и спрашивает:

"У вас есть запчасти на "Ниву"?"

"Есть, а что вам конкретно надо?"

"Ну, проволока, изолента…"

"Есть конечно. Странная у вас "Нива". Запчасти от УАЗа подходят".

И, судя по всему, на этом история "Нивы" не закончится.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим" – Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.

По материалам: www.vesti.ru



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика