full screen background image

Эксплуатационные жидкости — менять или подождать?

123

Эксплуатационных жидкостей и материалов в автомобиле не два и не три, а целый список, и за их «свежестью» надлежит внимательно следить.

Масло и фильтры

Если с моторным маслом и фильтрами у рядового автовладельца ещё все в порядке, и он старается придерживаться хотя бы относительно строгой дисциплины в плане их замены, то с другими эксплуатационными жидкостями и расходными материалами порой даже у опытного автовладельца — ох как не всё в порядке. А вы сами попробуйте слёту вспомнить, когда в своем автомобиле последний раз вы меняли масло гидроусилителя или тормозную жидкость? Редко кто отвечает сходу и не задумываясь.

Тормозная жидкость (ТЖ)

Основной показатель качества ТЖ — это температура ее кипения, и она со временем опускается из-за адгезии в неё воды, то есть, из-за попадания влаги в тормозную жидкость из атмосферы. Происходит это вне зависимости от тысяч километров пробега, а скорее от климатических условий (влажности и сезонных температур) и… интенсивности торможений. Другими словами, от стиля езды.

На сегодняшний день самыми распространенными классами ТЖ являются DOT-4 и DOT-5, которые, в свою, очередь, подразделяются на несколько подклассов, и при выборе для себя тормозной жидкости попробуйте применить следующих два не очень сложных правила:

  1. Следуйте рекомендациям производителя своего автомобиля, а тип тормозной жидкости всегда указывается в Инструкции;
  2. От официальных рекомендаций всегда делайте один шаг в сторону сокращения сроков замены и в сторону увеличения подкласса ТЖ.

Почему?

Дело в том, что класс и подкласс тормозной жидкости (как, например, и типы тормозных колодок) интересуют производителя автомобиля не сами по себе как таковые, а в совокупности со всеми теми наворотами, которыми комплектуется конкретно ваша модель. Колодки (и типы тормозных жидкостей) подбираются согласно мощности силовой установки, наличия или отсутствия различных электронных и механических помощников в тормозной системе и так далее.

Охлаждающая жидкость

Антифризы со временем также теряют свои эксплуатационные свойства — температура кипения опускается, температура замерзания повышается. Ухудшаются также теплоемкость и теплопроводность антифриза, ослабляются его смазывающие, противопенные и другие «способности».  А еще он испаряется естественным образом или сочится в ослабленных местах сочленений патрубков, каналов, прокладок и тд. На расширительных бачках современных авто имеются риски MIN и MAX, и проверку уровня антифриза рекомендуется проверять каждый раз, когда ты открываешь капот.

Это не сложно, как и не сложно долить до нормы литр-полтора дистиллированной воды.

Основной ошибкой неопытного автомобилиста является та мысль, что (якобы) если он будет доливать не дистиллированную воду, а родной антифриз, то и его полная замена согласно регламентам – (якобы) не обязательна.

Обязательна!

Добавка свежего антифриза вовсе его не «омолаживает», как, например, и долив свежего масла в систему смазки не «освежает» масло в картере. Этим, кстати, «страдают» молодые владельцы тех автомобилей, где убыль того же моторного масла — естественна. Она заложена в конструктивных особенностях большинства форсированных и других так называемых высокопроизводительных моторов. Моторные масла (как и антифризы) продолжают «стареть» даже с большей интенсивностью, чем до долива.

Топливный фильтр, трансмиссионное масло в механической КПП, жидкость ГУР

Подавляющее большинство производителей современных автомобилей в своих Инструкциях по эксплуатации уверяют, что топливной фильтр, масло в коробке передач и/или коробке отбора мощности, в мосту или в каком другом редукторе-механизме, цитата: «…рассчитаны на весь срок службы автомобиля».

Но, во-первых, те же производители сроком службы современного авто сегодня называют 6-7 лет (и дальше происходит естественная, сложившаяся десятилетиями, смена поколений модели), а во-вторых — это такой же маркетинговый ход, как, например, «удлиненная гарантия» или лейбл Long Life на этикетке канистры с маслом.

В фильтрах современных топливных погружных насосов, в картерах КПП и редукторов, а также (и даже) в бачке ГУР (гидроусилителя руля) со временем накапливаются естественные продукты износа. В бензинах и дизтопливах имеется естественный механический мусор, вода и прочие различные агрессивные химические загрязнители.  И все вышеназванные ёмкости нужно периодически чистить, а также менять сальники, прокладки и тд. Автомеханики об этом знают, а знают ли об этом их клиенты — автомеханикам все равно.

Масла и жидкости для автоматических КПП

Здесь однозначное следование рекомендациям и требованиям производителя автомобиля или агрегата. «Шаг влево, шаг вправо» от регламентов — зачастую означают однозначную (и мучительную) смерть агрегата. Если в коробке не было «внештатных ситуаций», поломок, перегрева или иных повреждений, то, как показывает практика, сроки замены масел для МКПП — от 30 тыс км  до 60 тыс км; для АКПП —  от 70 до 150 тысяч километров (смотри Инструкцию). 

Свечи, катушки (провода) высокого напряжения, форсунки

Обычно свечи зажигания (и свечи накаливания в дизелях), а также форсунки в цилиндрах и прочие пред- и после- впрысковые компоненты в системах зажигания меняют, если на то указывают диагностические приборы. Однако, если вы это сделаете превентивно, не дожидаясь начала проблем, то ваш автомобиль за это лишь скажет вам спасибо.

Ремни и цепи

Что касается клиновидных приводных ремней водяных насосов, генераторов, кондиционеров и другого навесного оборудования на двигателе, а также ремней и/или цепей и других компонентов ГРМ, газораспределительного механизма, то в Инструкциях всегда есть графики их контроля и замены. Однако вся печаль заключается в нашем русском «авось ещё походит».

Не походит!

Я всегда рекомендовал, рекомендую и буду продолжать настаивать и рекомендовать — придерживайтесь регламентов ТО. Регламенты эти не с потолков взяты и не придуманы в чьих-то головах, а сформированы годами, десятилетиями и даже столетиями эксплуатации того средства передвижения, имя которому — автомобиль.

Сергей Жебаленко,
автомобильный инженер, журналист,
редактор автомобильной программы «Мотор-ТВ».




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика