full screen background image

Осторожно — лужа!

168

Климат устойчиво меняется, и вот уже наводнения и ливневые дожди становятся нормой в нашей жизни. А вот наши дороги не рассчитаны на такое экстремальное количество осадков! По такой погоде автомобилистам впору выезжать на амфибиях, если вообще не на лодках. Езда по лужам – с каждым летом становится неизбежным и малоприятном развлечением, а порой и опасным для вашего автомобиля.

огромные лужи

 Аквапланирование

Этот эффект возникает тогда, когда вода не успевает достаточно быстро уходить из площади контакта колеса с дорогой, и колесо, в буквальном смысле этого слова, всплывает над дорогой. Автомобиль при этом становится неуправляемым.

Что же делать?

Прежде всего, обратите внимание на покрышки. Если вы чувствуете, что на мокром асфальте они ведут себя не лучшим образом, то имеет смысл потратиться на другие. Например, с аквапланирование хорошо справляются шины с глубокими продольными канавками и прорезями «навылет», весьма эффективен «елочный» рисунок протектора, который еще называют «гусиной лапой». Такой тип протектора, к слову, так и называется – дождевой.

Немалую роль при езде (не только по лужам, но и в штатном режиме) играют амортизаторы. Если они изношены более, чем на 50%, то это однозначно скажется, во-первых, на управляемости, а во-вторых, эффект аквапланирования неизбежно возникнет даже на сравнительно небольшой скорости и в совсем неглубокой луже.

И все же самым главным условием безопасности является – аккуратное осторожное неторопливое «вхождение в воду». Не рекомендуется идти на обгон, если при этом какое-то из колес попадет в лужу. Если хотя бы одно начнет скользить, в то время как остальные не потеряют контакта с дорогой, то автомобиль однозначно занесет.

И что интересно опаснее всего — никогда не угадаешь, в какую сторону занесет. Иногда так случается, что лужа срабатывает как тормоз, и автомобиль может развернуть вокруг вертикальной оси именно в эту сторону. А иногда — наоборот (и особенно в момент торможения в луже) она сработает, как ледяной каток. На действия рулевым колесом автомобиль не прореагирует, а при резком торможении неконтролируемый снос передней оси почти гарантирован.

В интернете можно наткнуться на такой совет, что, мол, на скорости до 60 км/час акваэффекты почти не опасны. Именно поэтому, якобы, в большинстве городов мира скорость автомобилей ограничена именно на этой отметке – «60», а то и «40».

Это также – неверно!

Эффект аквапланирования зависит от глубины протектора ваших колес (причем каждого в отдельности), поэтому рекомендованные интернетом «безопасные скорости» — не более, чем пустой звук. Каждый случай по-своему уникален.

аквапланирование

Разумнее всего на мокрой дороге не превышать безопасную скорость или, по крайней мере, плавно притормозить перед лужей. Если вы заранее не сбросили скорость, то не вздумайте тормозить непосредственно перед лужей или в ней. Попытка резко замедлиться в тот момент, когда автомобиль влетает в воду, вероятнее всего, обернется потерей управления. В этом случае уж лучше сохранять первоначальную скорость, не тормозя, не газуя и не изменяя положения рулевого колеса, поскольку управляемые колеса, скользящие по воде, на ваши попытки все равно никак не отреагируют. Более того, если вы в момент аквапланирования повернете баранку хотя бы на пару градусов, то на выезде из лужи вы получите резкий «боковой в челюсть». При езде по мокрой дороге не забывайте железное правило – любые действия и маневры можно совершать только вне лужи. Этим приемом пользуются спортсмены, и это одно из базовых упражнений на любом курсе контраварийной подготовки.

«Мокрые ванны»

Ничего хорошего вам также не светит, если автомобиль въезжает в лужу всеми четырьмя колесами. Никакую лужу, какой бы мелкой на первый взгляд она ни казалась, нельзя проезжать с разгона. Когда мы «форсируем водную преграду» не снижая скорости, то брызги (и даже потоки воды), проникают в подкапотное пространство, заливают двигатель, его навесные агрегаты, а особенно страдают элементы электрооборудования — генератор, свечи и высоковольтные провода, — после чего машина начинает дёргаться и неадекватно реагировать на педаль газа.

На многих современных автомобилях приводные ремни генератора, помпы, гидроусилителя руля и тд расположены низко, и при езде по воде неминуемо намокают и начинают проскальзывать. Вода заливает провода, датчики, актуаторы, разъемы, соединения, катушки и проч., а, к примеру, датчик массового расхода воздуха, «хлебнув глоток воды», однозначно переведет двигатель в аварийный режим — и это в лучшем случае.

Что касается генератора, то это означает лишь непродолжительный сбой в энергоснабжении автомобиля. Хуже, если прокручивается ремень гидроусилителя или замыкает электроусилитель (в зависимости от конструкции вашего авто) — из-за чего может внезапно подклинить руль. Если это займет даже «всего лишь» долю секунды, то и этого неуловимого момента хватит, чтобы вы оказались в кювете или на встречке.

Из личного опыта: «поскользнуться», кстати, можно и на отличном глубоком протекторе, и не в луже, а всего лишь на мокром участке асфальта; именно так однажды со мной и произошло, но, слава богу, без последствий. А уж на лысой резине так и вообще в лужу — «шёпотом» и «на цыпочках».

Тормозные системы и их ассистенты

Вредит вода и раскалённым тормозным дискам. Из-за разницы температур их может как минимум «повести», и покоробившиеся диски придётся протачивать или менять, иначе они будут напоминать о себе вибрацией при каждом нажатии на педаль тормоза. Да и в любом случае мокрые тормозные механизмы работают менее эффективно, поэтому, даже аккуратно проехав лужу, не забудьте несколько раз плавно нажать педаль тормоза, чтобы просушить колодки. «Тормозная» электроника однозначно защищается производителем при изготовлении автомобиля, но мы ведь не все мы ездим на машине “вчера с конвейера”.

Кстати, именно по этим причинам на некоторых авто можно увидеть запотевшие фары и даже лопнувшие стекла фар, и особенно противотуманок, которые всегда расположены ниже всей остальной головной оптики.

Гидроудар

Еще одна беда может прийти через воздухозаборник. Если вы задумчиво въезжаете «по самые фары» или наоборот, лихо влетаете на скорости в, казалось бы, приемлемой глубины лужу, вода попадает во впускной коллектор, а затем в цилиндры, и происходит тот самый, так называемый гидроудар. Результат – не только заглохший мотор, и это в лучшем случае. А в худшем — погнутые шатуны и искорёженные поршни, и по итогу – КР ДВС, то есть капитальный ремонт двигателя.

И гидроудар, и водные процедуры особенно противопоказаны автомобилям фактически всей модельной линейки из так называемого премиального сектора мирового автопрома — BMW, Mercedes-Benz, Audi и им подобных, включая также спортивные модели всех остальных производителей с заниженными подвесками.  Тут «архитектура» однозначно заточена под ровные (и сухие) дороги, а не на преодоление водных преград. Кроме, разумеется, премиальных кроссоверов и внедорожников.

А у последних, кстати, и особенно у тех, которые специализируются на ралли-рейдах, джип-триалах и прочего подобного рода соревнованиях, для преодоления этих самых «мокрых препятствий» существует так называемый шноркель, воздухозаборник, выведенный выше крыши. В таком автомобиле можно ехать, находясь по горло в воде (лишь бы двигатель на заглох). 

Другие «радости»

Даже в безобидной с виду луже могут оказаться:

— и острые края, покрышки рубятся, словно капуста на разделочной доске;

— и глубина выше ступицы, а это не только побитые, гнутые или разрушенные колесные диски, но и треснувшие масляные картеры ДВС, КПП и прочих редукторов

— и потерянный в луже номерной знак, увы, частая находка дорожных рабочих

Список нехитрых правил опытного водителя не очень длинный:

— «входить» в лужу нужно не спеша;

— не гнать волну перед бампером и уж тем более – перед капотом;

— брод проходят сначала пешком, ощупывая ступнями или подошвами сапог дно, и только потом – колесами.

 

Сергей Жебаленко,
автомобильный инженер, журналист,
редактор автомобильной программы «Мотор-ТВ».




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика