full screen background image

Техническое обслуживание автомобиля (ТО): типы и виды, пробеги и межсервисные интервалы

208

Тех Обслуж ТО автомобиля

Что такое ТО (техническое обслуживание), зачем и как часто проводить — об этом рассуждает эксперт, — журналист, инженер, водитель с 30-летним стажем.

История вопроса

Водители и автомеханики с большим стажем сумеют вспомнить, что когда-то  существовало всего 2 вида Технического Обслуживания (ТО) — ТО-1 и ТО-2.

На ТО-1 (каждые 5-7 тыс км) меняли моторное масло в двигателе и промывали масляный фильтр (тогда еще не существовало сменных картриджей).

На ТО -2 (каждые 12-15 тыс км пробега) — производился контроль рулевого управления и тормозов.

И — всё!

Однако на самом деле ВСЕГДА существовало (и сегодня существует) 5 видов ТО:

  1. ЕО    – ежедневное обслуживание;
  2. ТО-1 – первое техническое обслуживание;
  3. ТО-2 – второе техническое обслуживание;
  4. СО    – сезонное обслуживание лето-зима;
  5. СО    – сезонное обслуживание автомобиля зима-лето.

Сегодня и сами автомобили стали куда надежнее, и эксплуатационные материалы значительно более «долгоиграющими», а вот список работ при очередном регламентном ТО вырос.

И при этом — в разы! Поэтому теперь все производители графики обслуживания своих автомобилей печатают в Инструкциях по эксплуатации и Сервисных книжках. И назвали их незатейливо — ТО-1, ТО-2, ТО-3, ТО-4 и так далее, до конца срока службы авто. В последние десятилетия он «был запланирован» на уровне — 6 (шесть) лет. После этого автомобиль в мечтах производителя подлежал утилизации и замене новым.

Для каждой модели и даже для каждой модификации межсервисные сроки и пробеги, – то есть, те самые регламенты – свои, индивидуальные. Зависят они от комплектации (мотор и КПП), от количества и сложности приводов, систем и механизмов, а также от многих других, «независимых» от производителя, факторов, как то:

— от региона мира, где был продан конкретный автомобиль;

— от экологических, экономических, политических и подзаконных актов страны, в которой эксплуатируется данная модель;

— от климатической зоны (умеренной, экваториальной, тропической, полярной или арктической);

— от условий эксплуатации (столица, город, пригород, междугородние перевозки, горные или лесные районы и тд и тп).

Автомобили стали не только сложнее, но и надежнее, поэтому такой вид обслуживания, как, например, Ежедневное (ЕО), многие автовладельцы просто игнорируют.

И — зря!

В перечень ЕО входят:

— проверка наличия и уровня охлаждающей жидкости в радиаторе и/или расширительном бачке системы охлаждения;

— проверка наличия и уровня моторного масла в картере двигателя (на масляном щупе);

— проверка давления в колесах, а также степень и состояние износа протектора управляемых (и не только управляемых) колес;

— проверка чистоты остекления салона, и в первую очередь – ветрового окна;

— проверка чистоты и состояния головной оптики, а также всего остального наружного (и внутреннего) освещения;

— внешний осмотр на предмет наличия/отсутствия течей тормозной системы, гидро- и прочих усилителей (если они предусмотрены конструкцией), коробок перемены передачи и отбора мощности, трансмиссии, мостов и тд;

— проверка работы приборов электроники и электрооборудования, указателей, датчиков и индикаторов;

— при трогании положена пробная проверка работы сцепления, тормозов, рулевого управления и механизмов переключения передач в КПП.

Однако кто сегодня всем этим занимается?

Попробуйте вспомнить, когда вы в последний раз поднимали крышку капота или проверяли давление в колесах. Мы ездим до последнего, до тех пор, пока кто-то из соседей по парковке не укажет нам на лужицу под моторным отсеком, или мы сами не почувствуем, что машину уводит в сторону, поскольку колесо спустило почти до контакта диска с асфальтом. И сезонные обслуживания (СО) сегодня сводятся к замене колесных покрышек перед зимой и после зимы, да к проверке аккумулятора (и то не всегда, а до момента, когда автомобиль утром вдруг не завелся).

Регламенты ТО прописаны в КАЖДОЙ Сервисной книжке и в Инструкции к КАЖДОМУ автомобилю, но кто сегодня читает эти инструкции… Печально, но факт — …и сервисмены с удовольствием рассказывают друг другу курьезные и прикольные случаи из нашей автомобильной жизни. Но ведь это наша жизнь (причем, ее безопасность в буквальном смысле этого слова), а также наш собственный карман. Если мы понимаем, что профилактика всегда дешевле, чем лечение болезни, то почему мы к своему автомобилю не относимся так, как к собственному организму?

Сергей Жебаленко,
автомобильный инженер, журналист,
редактор автомобильной программы «Мотор-ТВ».




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика